Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и рядом других правовых актов. Об особенностях осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с учетом последних изменений читайте в данной статье.

  • За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?
  • Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?
  • Разрешен ли валютный заем между резидентами?
  • Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами
  • Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами
  • Особые правила при работе с валютой в 2023 году
  • Итоги

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

ВАЖНО! В связи с действиями недружественных стран с 2022 года были приняты особые условия порядка работы с валютой. В чем состоят новые правила, мы рассказали в конце статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.

Валютные операции между резидентами разрешено проводить:

  • В следующих случаях:
    • при перечислении рублей с открытого за пределами России счета одного резидента на счет другого, открытого в России, и наоборот, с российского счета на тот, который открыт за границей;
    • при перечислении рублей со счета резидента, открытого за рубежом, на такой же заграничный счет другого резидента;
    • юридическим лицам — резидентам при осуществлении следующих валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета:
      • по выплате заработной платы сотрудникам своего представительства, расположенного за границей;
      • по возмещению и оплате командировочных расходов сотрудников заграничных представительств, командированных на территорию страны, где находится представительство, либо в иное место, за исключением командировок по России;
      • наличные расчеты (в т. ч. и в иностранной валюте) при осуществлении сделок с физическими лицами — резидентами, находящимися заграницей, и заграничными филиалами (представительствами) других юридических лиц — резидентов;
      • дарения валюты стране и обществу либо близким родственникам и супругам;
      • завещания/получения валюты по наследству;
      • приобретения валютных ценностей для целей коллекционирования;
      • осуществления перевода средств без открытия счета иностранной валюты из России или получения иностранной валюты в России в качестве перевода, поскольку Центробанк устанавливает ограничение на суммы таких переводов.

      Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

      Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

      Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:

      • кредитных отношений (уплаты процентов, штрафов и пени, получения/возврата кредита);
      • внесения/снятия денежных средств со счетов в банках;
      • получения банковских гарантий, выполнения резидентом обязанностей поручителя, залогодателя;
      • покупки векселей, выписанных уполномоченными банками, истребования платежа по ним при предъявлении;
      • приобретения/продажи иностранной валюты и чеков в обмен на российские рубли;
      • уплаты комиссионного вознаграждения банкам.

      Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.

      Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.

      В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.

      Общая информация
      Валютные операции между резидентами и нерезидентами регулируются законодательством страны, в которой эти операции проводятся. При осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами необходимо соблюдать определенные правила и требования, установленные законодательством.

      Одним из главных правил при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами является обязательность проведения таких операций через уполномоченные банки или другие уполномоченные финансовые учреждения. Это необходимо для обеспечения контроля со стороны государства и борьбы с незаконными финансовыми операциями.

      Валютные операции могут включать в себя обмен валюты, переводы средств, открытие и ведение банковских счетов в иностранных валютах, совершение платежей за товары и услуги за рубежом, а также другие финансовые операции, связанные с иностранными валютами.

      При осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами также необходимо учитывать валютные курсы и комиссионные сборы, которые могут применяться при проведении таких операций. Валютные курсы могут колебаться в зависимости от рыночной конъюнктуры и других факторов, поэтому важно следить за изменениями курсов валют и учитывать их при проведении валютных операций.

      Одним из ключевых моментов, на который необходимо обратить внимание при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами, является соблюдение требований валютного контроля и отчетности. Резиденты обязаны предоставлять отчеты о проведенных ими валютных операциях в установленные сроки и порядке, а также соблюдать ограничения на выполнение определенных валютных операций.

      При осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами также необходимо учитывать возможные риски и ограничения, связанные с изменением политической и экономической обстановки в странах, участвующих в операциях. Такие изменения могут повлиять на курс валют, условия проведения операций и доступность финансовых ресурсов.

      Важным моментом при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами является также соблюдение антикоррупционных и антиманипуляционных требований. Резиденты не должны совершать финансовые операции, которые могут быть связаны с коррупцией, манипуляцией рынком или другими противоправными действиями.

      В случае нарушения законодательства о валютном регулировании при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами могут быть применены административные, гражданские или уголовные меры ответственности в соответствии с законодательством страны, в которой совершено нарушение.

      Для обеспечения эффективного контроля за валютными операциями между резидентами и нерезидентами уполномоченные государственные органы могут проводить проверки и аудиты финансовых учреждений, участвующих в проведении таких операций. Такие меры направлены на предотвращение нарушений в сфере валютного регулирования и обеспечение финансовой стабильности страны.

      В целом, валютные операции между резидентами и нерезидентами играют важную роль в международной торговле и экономических отношениях между различными странами. Соблюдение законодательства о валютном регулировании и требований валютного контроля при проведении таких операций является необходимым условием для обеспечения прозрачности, законности и стабильности финансовых потоков в мировой экономике.

      Закон о валютных операциях

      Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

      До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006–2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

      Важно! КонсультантПлюс предупреждает
      В связи с недружественными действиями иностранных государств валютные сделки (операции) совершаются с учетом специальных правил.
      Резиденты осуществляют сделки (операции) с лицами недружественных иностранных государств в особом порядке. К таким сделкам (операциям) относятся (пп. «а» п. 1 Указа N 81, пп. «а» п. 1, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 295):
      сделки (операции) по предоставлению таким лицам кредитов и займов в рублях (если их предоставление не запрещено законодательством);
      сделки (операции) с указанными лицами, которые влекут.
      Об этих особых правилах читайте в К+, бесплатно, оформив пробный доступ.

      Далее в статье указанные выше особые правила по валюте не рассматриваются.

      Правовое регулирование валютных операций

      Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

      1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
      2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
      3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
      4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
      5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

      Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

      • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
      • международные соглашения РФ;
      • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

      Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

      Субъекты валютных операций

      Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

      Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):

      • физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
      • иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
      • российские юрлица;
      • подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
      • дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
      • Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.

      О том, кто является налоговым резидентом в России, вы узнаете, прочитав статью «Налоговый резидент РФ — это. ».

      Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):

      • физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
      • юрлица, зарегистрированные за рубежом;
      • иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
      • иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
      • межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
      • постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
      • иные лица, не упомянутые как резиденты.

      К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.

      В Путеводителе от КонсультантПлюс вы узнаете как правильно учитывать валютные операции в бухгалтерском и налоговом учете. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

      Расчеты с зарубежными партнерами: вместо паспорта сделки

      Паспорт сделки не оформляется с 1 марта 2018 г.

      Вместо оформления паспорта сделки необходимо поставить на учет в банке (п. п. 4.1, 4.2 Инструкции № 181-И от 16.08.2017):

      • импортный контракт, кредитный договор, сумма обязательств по которым эквивалентна 3 млн руб. и более;
      • экспортный контракт, сумма обязательств по которому эквивалентна 10 млн руб. и более.

      Суммы обязательств определяются по официальному курсу иностранных валют на дату заключения контракта (кредитного договора) или последнего соглашения об изменении суммы обязательств по нему (п. 4.2 Инструкции № 181-И).

      В какой срок контракт (кредитный договор) необходимо поставить на учет в банке, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к правовой системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

      Банк УК принимает контракт (кредитный договор) на учет не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов для учета, присваивает ему уникальный номер. Порядок присвоения уникального номера установлен в Приложениях № 4 и № 5 к Инструкции № 181-И (п. п. 5.5 и 5.8 указанной Инструкции).

      Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа

      Для того чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 181-И.

      Прежде всего в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных инструкции № 181-И.

      Подробнее о кодах валютных операций мы писали в статье.

      Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код обозначает, что резидент переводит нерезиденту за рубеж деньги в виде предоплаты за поставку товаров.

      Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.

      Как отобразить комиссию банка за валютный контроль в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к правовой системе бесплатно.

      Зарубежный опыт валютного контроля

      Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?

      Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ. Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.

      Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст. 20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты. Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.

      Что же с опытом дальнего зарубежья?

      Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.

      Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.

      Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.

      Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.

      Истории из юридической практики

      История 1: Незаконные валютные операции

      Я, в качестве юриста, столкнулся с делом о незаконных валютных операциях между резидентами и нерезидентами. Моим клиентом был гражданин, который вел свой бизнес в сфере продажи электроники. В процессе анализа документов и собеседования с клиентом, стало ясно, что он осуществлял сомнительные операции с нерезидентами.

      Оказалось, что клиент заключал договоры купли-продажи с нерезидентами, в которых указывал завышенные цены на товары. Эти завышенные суммы были использованы для незаконного вывода денежных средств за пределы страны. Таким образом, клиент нарушал законодательство, регулирующее валютные операции.

      После тщательного изучения материалов дела и консультации с коллегами, я принял решение о том, что клиент должен быть осужден за нарушение закона о валютном регулировании. Я подготовил соответствующие документы и представил их в суд. Аргументированно объяснив вред, причиненный экономике страны, и нарушение закона со стороны клиента, я просил суд принять решение в пользу государства.

      После долгих слушаний и анализа доказательств, суд присудил клиенту штраф в значительной сумме, а также обязал его вернуть незаконно выведенные денежные средства. Кроме того, суд вынес решение о конфискации имущества, которое было приобретено с использованием этих незаконных средств.

      Мое участие в этом деле показало мою способность эффективно защищать интересы государства и соблюдать законодательство. Этот случай стал важным примером для других предпринимателей, показывая, что нарушение валютного законодательства не останется безнаказанным.

      История 2: Юридические последствия отсутствия лицензии на валютные операции

      В рамках моей юридической практики, я столкнулся с делом о последствиях отсутствия лицензии на валютные операции. Мой клиент, резидент, владел небольшой компанией, занимающейся импортом и экспортом товаров. Он не обратил внимание на необходимость получения лицензии на осуществление валютных операций и продолжал вести свой бизнес без нее.

      Однако в один прекрасный день компания была проверена налоговыми органами, которые обнаружили отсутствие лицензии. Мой клиент был оштрафован за нарушение валютного законодательства и его деятельность была приостановлена до получения соответствующей лицензии.

      Я принялся за работу, чтобы помочь клиенту в решении этой проблемы. Я изучил законодательство, связанное с получением лицензии на валютные операции, и рекомендовал клиенту подать заявление на получение лицензии. Вместе с ним мы собрали все необходимые документы и подготовили их для представления в соответствующий орган.

      В процессе ожидания рассмотрения заявления, я регулярно контактировал с органами власти, чтобы следить за ходом рассмотрения. Благодаря этому, процесс получения лицензии сократился и клиент смог возобновить свою деятельность уже через несколько месяцев.

      Тем не менее, клиент был обязан оплатить штраф за нарушение валютного законодательства, что стало значительным финансовым ударом для его бизнеса. Я продолжал работать с клиентом, чтобы помочь ему разработать стратегию по возврату на рынок и минимизации последствий этого инцидента.

      Этот случай показал мне важность соблюдения валютного законодательства и необходимость получения лицензии на валютные операции для предпринимателей. Я продолжаю советовать своим клиентам о необходимости соблюдения законодательства и всегда готов помочь им в решении возникающих проблем.

      Частые вопросы
      Youtube Video
Оцените статью